Готов ли ваш ребенок к школе?

Полезные материалы

ребенок в школеЕсли вашему ребенку исполнилось 7 лет, это значит, что уже осенью вам вместе предстоит пройти очередное испытание – поступление в школу. Выбор школы, подготовительные занятия, покупка школьной формы и канцелярских принадлежностей – все это крайне важно. Однако уже сегодня, глядя на нынешних первоклассников, вы должны задать себе другой, не менее важный вопрос – готов ли ребенок к школе, и как вы можете ему в этом помочь? Давайте попробуем ответить на него вместе.

Педагоги и психологи определяют готовность ребенка к школе как совокупность определенных «компетенций», которые и позволяют дошкольнику успешно адаптироваться в новой для него обстановке и выполнять все требования, предъявляемые школой. Весь этот набор качеств или «компетенций» нужно рассматривать только в тесной взаимосвязи. Что это значит? Многие родители считают, что умение хорошо говорить и связно выражать свои мысли автоматически обеспечит ребенку хороший уровень успеваемости.

Очень часто сюда же относят и умение бегло читать. Однако, в конкретных школьных условиях, поставленные перед необходимостью отвечать на вопрос учителя возле доски, многие дети предпочитают отмалчиваться, даже хорошо зная ответ. Это означает, что у ребенка, даже обладающего хорошей, связной речью, недостаточно развита «коммуникативная компетентность», позволяющая ему эффективно общаться с людьми в разных ситуациях.

В понятие «коммуникативная компетентность» современные психологи вкладывают довольно много. Здесь учитывается сочетание развитой речи, эмоциональной стабильности и развитых волевых качеств. Кроме того, у ребенка должна быть выражена потребность в выражении своих мыслей.

Очевидно, что нельзя просто взять и в кратчайшие сроки подготовить ребенка к школе путем простого обучения чтению или счету, ведь такая готовность развивается непрямым путем. Только при благоприятных условиях в семье или других группах (например, в детском саду), на фоне приобретаемого жизненного опыта, у ребенка формируется необходимый набор свойств личности, позволяющий говорить о его готовности к школе.

Что же делать? Как определить готов ли ребенок к школе?

Поскольку человек всё же не может обойтись без систематизации, современные психологи выделяют четыре группы «компетентностей», говорящих о готовности к школе:

1) Эмоциональная. Спросите себя, способен ли ваш ребенок преодолевать свою неуверенность и сможет ли он адекватно справляться с неизбежными школьными разочарованиями? Если вы сомневаетесь в ответе, то постарайтесь направить свое внимание на развитие уверенности у вашего малыша. Сейчас существует множество различных методик, кратко изучите их и выберите среди них подходящую. Здесь может помочь организация различных игр вашего ребенка с посторонними ему взрослыми. Возможно, у вас есть друзья с детьми, организуйте с ними совместное времяпрепровождение, только заранее продумайте план прогулки или мероприятия так, чтобы дети были задействованы в нем наравне с родителями.

2) Социальная. Если сказать очень коротко, то здесь рассматривается способность ребенка вести себя социально приемлемо и конструктивно разрешать возникающие конфликтные ситуации. Однако, хорошо известно, что на это способны даже далеко не все взрослые. Помните, что мы воспитываем детей своим примером, а значит, если у вашего ребенка есть проблемы в этой сфере, то нужно обратить внимание на самого себя. Говорят, что не только родители воспитывают детей, но и дети родителей. Вспомните, как обычно разрешаются конфликты в вашей семье, в том числе с участием ребенка? Не слишком ли часто вместо конструктивного поведения, и поиска лучшего решения вы просто используете родительский авторитет или угрозу наказания? Постарайтесь честно ответить на эти вопросы, и, может быть, после этого у вас получиться лучше понять себя и своего малыша.

3) Моторная. Традиционно здесь в большей степени речь идет о развитии мелкой моторики у ребенка. Однако крупная моторика, позволяющая детям играть в мяч или прыгать через скакалку, имеет не меньшее значение. Полноценная учеба в школе, требующая известной усидчивости во время уроков, невозможна без периодов активного движения, когда ребенок, как говорят «выплескивает энергию». Ощущение возможностей своего тела в этом возрасте довольно сильно влияет на позитивное восприятие жизни, поэтому обращайте внимание на то, чтобы у ребенка было достаточно возможностей заниматься активными играми и  упражнениями.

4) Когнитивная или познавательная. Ребенок, не способный длительное время концентрироваться на одном предмете, уже в первом классе может столкнуться  с известными трудностями. Способность удерживать внимание на 15-20 минут считается вполне достаточной. Помимо собственно концентрации, для успешного обучения ребенку должен уметь запоминать и воспроизводить полученную информацию. Развитию этих качеств способствуют широко известные виды занятий: лепка, рисование, вырезание аппликаций и т. д. Не забывайте также почаще читать ребенку вслух и заучивать с ним небольшие стихи, считалки, потешки и поговорки.

Конечно, помимо кратко перечисленных навыков на готовность ребенка к школе влияют и его способность к мышлению и решению логических задач, развитость воображения, эмоциональное благополучие и многое другое. Но, в конечном счете, больше всего ребенку необходимы ваши поддержка и понимание. Не спешите ругать вашего малыша, а постарайтесь помочь ему, если у него что-то будет получаться не так хорошо, как у других детей, ведь он так надеется заслужить ваше одобрение.

наверх
X